Каким должно и может быть образование

Каким должно и может быть образование?

Print Friendly, PDF & Email

Владимир Королёв. Зеленоград.

Проблема, о которой пойдёт речь, стара как мир, но от этого она не перестала быть проблемой, и ещё долго будет оставаться таковой. Поэтому, как только о ней заводится речь, у многих мгновенно возникает ощущение, что о ней компетентно может рассуждать почти каждый, и многим кажется, что они способны внести свою  лепту в её разрешение. Но при этом мало кого смущает, что на протяжении почти двух с половиной тысяч лет её никто до сих пор так и не решил.

Сегодня как никогда трудно доносить её в выкристаллизованной форме на ладошке, когда вокруг тебя суетятся добросовестно заблуждающиеся всезнайки и незнайки, расталкивая друг друга локтями и крича, что им известна главная буква проблемы и даже две, как в известной игре «Поле чудес». И всё же попробую это сделать.

Что это за проблема? Это все существующие на протяжении всех последних трех тысячелетий системы образования. Да, речь пойдет именно об образовательных системах, которые (каждая в своё время) стали предметом изучения и осмысления не только лучшими умами человечества, но и на уровне обыденной жизни каждого члена общества.

Досадно, что все мои попытки обратить внимание лидеров или активных представителей системной и несистемной оппозиции на архи важность и актуальность этой проблемы, до сих пор заканчивались почти одним и тем же утверждением, что этой проблемой, по их мнению, нужно и можно заниматься только после того, когда поменяется власть. Это одно из самых фундаментальных и серьезнейших заблуждений, как роковое заблуждение, активистами политических партий и движений не воспринимается. Одной из причин такого заблуждения является тот факт, что в массовом сознании людей на всём постсоветском пространстве бытует мнение, что в загашнике уже имеется советская система образования, как самая лучшая из всех до неё существовавших и существующих. В таких случаях всегда говорю, что советская система образования действительно была самая лучшая в мире, но лучшая в ряду всех худших. Почему?

Во-первых, советская система образования так и не смогла  преодолеть в себе буржуазность в методике обучения. Некогда возникшая взамен средневековых схолий (отсюда и возник термин «школа») система буржуазного классно-поурочного предметного образования, доведенная талантливым педагогом Я. А. Коменским до требуемого уровня дидактики, пригодного для существующей буржуазной системы разделения труда, всё же была насквозь пропитана прагматизмом и метафизикой.

Во-вторых, и это как логическое продолжение первого недостатка советского образования, хотя оно и достигло определенного уровня универсальности (дырочно-мозаичного), оно так и не стала целостным и не поднялось до понятийного уровня осмысления действительности.

И, наконец, в-третьих, советское образование так и не стало гуманитарным. Именно отсутствие или слабо выраженный принцип гуманизма в каждом изучаемом предмете во всех образовательных учреждениях, позволил основную массу людей втянуть себя в либерально-торгашескую экономику в качестве её активных агентов.

Агонизирующий капиталистический способ производства его ревностные охранители и няньки пытаются спасти посредством тотального контроля всех и каждого. В современных условиях реально  налаживать этот контроль стало возможно благодаря шестому технологическому укладу, т.е. посредством различных нанотехнологий, основанных на микроэлектронных компонентах, вплоть до создания пресловутого искусственного интеллекта. Но, поскольку искусственный интеллект – это то же самое, что и вечный двигатель, поэтому рано или поздно его суррогатные монстры и микромонстры постоянно будут давать сбои, круша и корёжа всё на своём пути.

Сегодня как никогда перед человечеством встала проблема обуздания человекообразных чудовищ в их устремлениях установить новый порядок на Земле. Кстати, этот новый порядок не такой уж и новый. Вся история человечества, с тех пор, как оно встало на путь насильственного принуждения одними членами общества других быть элементом того или иного средства производства, пропитана необузданным желанием алчных властителей человеческих судеб и жизней удовлетворять свои естественные потребности, доводя их до пошлых похотей, исключительно за счёт эксплуатации других людей.

Война между алчущими индивидами и их кланами для многих оборачивалась пролитием моря крови, слёз, а то и просто потерями их жизней. Но вместо одного убитого дракона его место занимал его победитель, и всё повторялось сначала.

Почему так всегда было, и до каких пор так будет продолжаться, и не в сказках, а наяву? Банальный ответ, что сразившиеся с драконом не одолели дракона в самих себе, мало кого заставляет задуматься о способах уничтожения драконьих пороков в самих себе. Это и впрямь самая тяжелая и для подавляющего большинства людей непосильная задача и, чаще всего, неразрешимая проблема.

События конца ХХ и начала ХΙХ века показали, что позитивные стороны советского образования были недостаточны и они не сработали, когда незаметно для многих основой военной экспансией стала не горячая война, а война идеологическая. Все так или иначе образованные люди как будто неожиданно и дружно забыли одну азбучную истину, что из всех трех форм классовой борьбы самой сложной является борьба идеологическая, т.е. борьба за идеи, за умы каждого человека.

Поражение в идеологической войне будет неизбежным, если в обществе стало нормой полагать возможным примирение науки с религией, если на реальность чаще всего пытаются смотреть через призму мифов, эзотерики, мистики и т.п. Поражение в идеологической войне с реальными потерями людских и материальных ресурсов будет неизбежным при условии, когда люди отказываются от понимания сути политической борьбы, которая не может быть никакой иной, кроме как только классовой борьбой. Не меньшей глупостью будут различные попытки политическую борьбу растворять в искусственных баталиях между различными профессиями и пристрастиями, «борьбой» брюнетов с блондинками, «борьбой» между различными этническими и расовыми группами людей, «борьбой» между  полами и возрастными различиями, и т.п.

В идеологической войне, пришедшей на смену всем ранее предшествующим формам войны, основным оружием становится различные методы нейро-лингвистического программирования (НЛП), которые стали постоянно совершенствовать и приспосабливать, как для подавления и нивелирования индивидуального сознания, так и для поражения общественного сознания и общественной психологии.

Что происходит на самом деле? В действительности с объявлением, так называемой пресловутой пандемии, можно с уверенностью утверждать, что человечеству объявлена 3-я мировая война, агрессорами в которой, наконец-то теперь уже с открытым забралом (без масок), выступили те властные мировые структуры, которые и раньше всегда развязывали локальные и мировые войны. Главным оружием на этот раз стали не танки, пушки и самолёты и т.д., а психотропные и биохимические вещества, посредством которых и осуществляется психологический прессинг всего населения планеты. И, поскольку на первом этапе 3-ей мировой войны целью является выведение населения различных стран из психологического равновесия, то и самым эффективным оружием против агрессоров может быть ТОЛЬКО разумное (рассудительное) и спокойное отношение простых людей к натиску главного врага человечества. В конце концов, пора уже хоть как-то начать оправдывать самоназвание нас, как существ, которых можно отнести к виду HOMO SAPIENS! (ЧЕЛОВЕК РАЗУМНЫЙ)!

Итак, сегодня целостной (монистичной) гуманистической системы образования человека разумного, нет! Это не означает, что нет, и не было попыток их создания. Но все попытки по её созданию, топились и топятся в бюрократической опеке их со стороны государства, и Советское государство в этом деле не являлось исключением.

Чтобы понять сущность гуманитарного образования (еще раз оговорюсь, что слово гуманитарное должно распространяться на все предметы, ставшие объектом изучения – на математику, физику, химию и т.п.), необходимо уяснить раз и навсегда, что основным предметом изучения, а, следовательно, и  образовательной деятельности был, есть и всегда будет человеческий индивид. Но должен оговориться, что с самого начала каждого индивида следует рассматривать исключительно, как общественное существо. Причём речь идет не только о человеческом индивиде, грызущем гранит науки за школьным и студенческим столом, но и об индивиде, повседневно вынужденным выстраивать свои отношения с окружающими его людьми, а, значит, и ежесекундно определяющимся в способах отношения ко всем окружающим его предметам культуры. В противном случае, формально заученные или просто зазубренные научные, нравственные, эстетические и т.п. формулы и формулировки за учебными столами, в жизни остаются невостребованными, и даже не нужными, поскольку они так и не стали понятыми.

Чтобы это было понятно, следует знать, что все без исключения человеческие способности возникают исключительно в процессе его трудовой деятельности и природой они не задаются! Соответственно, в этой же деятельности возникают и знания. Как это происходит?

Человек приспосабливает предметы природы не только и не столько для удовлетворения своих естественно-природных потребностей (для этого не было необходимости нашим далёким предкам изменять себя и природу), но и к своим человеческим потребностям. Изменяя предметы природы, человек стал изменять и самого себя. Поэтому первым орудием для человека стали его передние конечности, благодаря которым человек тысячелетиями преодолевал сопротивление природы, превращал просто камень в скребок, каменный нож и т.п., превращая, таким образом, передние конечности в руки. Это к вопросу о том, что образование вне трудовой деятельности — бессмысленное занятие.

Далее, что означает знание, и откуда оно берется? Не устану повторять важнейшее обстоятельство в историческом развитии человека. Изымая естественно-природную вещь из природы, человек преодолевает его сопротивление и превращает в предмет культуры! Дерево дуб и из этого же дерева сделанный дубовый стол, — вот когда и после чего возникают знания о свойствах такого естественно-природного предмета, как дуб. Не раньше!!!

А теперь самое главное, ради чего всё было сказано выше.  Человеческое тело тоже рождается как естественно-природное существо, но с теми морфофизиологическими особенностями, которые у него сформировались в результате его тысячелетнего культурного развития. И, чтобы новорожденное человеческое тело превратить в предмет культуры, т.е. сформировать в нём его органы восприятия, как органы-теоретики (глаза, уши, органы обоняния, осязания и т.п.), требуется несоизмеримо более филигранная педагогическая деятельность, чем деятельность по преобразованию  естественно-природного камня в скульптуру. Об этой стороне образования мало кто задумывался. Но тем, кто над этим задумался, удалось совершить научный подвиг в Загорском интернате для слепоглухонемых. В этом эксперименте учеными доказано, что ни одной врожденной человеческой способности у индивида при его рождении нет.

А если учесть, что ещё требуется эти органы сделать не орудиями насилия, разрушения, а инструментами для достижения гуманистических целей и идей, которые без развитого воображения просто невозможно сформировать, то возникает ещё и проблема понимания того, что есть такое человеческое воображение и как его формировать. Это еще та задача.

Следует заметить, что никакое государство, кроме государства, которое должно стать инструментом в руках людей труда, никогда не пойдет на изменение существующих и господствующих в мире антигуманных образовательных стандартов. Однако, перекладывая на само население заботы об образовании (в широком смысле этого слова), переводя его на дистанционную форму обучения, существующая антигуманистическая власть во всём мире, тем самым, даёт шанс людям определиться в способе формирования будущих поколений. Дело остается за малым. Необходимо создавать негосударственные образовательные «программы» и «стандарты», которые, по сути, не должны быть стандартами, как таковыми. Как может понять каждый читающий эту статью человек, что дело-то как раз таки и не за малым. Здесь, что называется, начать и кончить, и начинать практически приходится почти с нуля, и этот процесс не делается в одночасье и одним росчерком пера. Он длительный и трудоёмкий.

Процесс роботизации в производстве не остановить, но именно он требует скорейшего переосмысления господствующей в мире системы разделения труда, т.е. всех форм частной собственности, всех частных форм присвоения результатов общественного труда. Поэтому образование и политическая экономия сегодня должны рассматриваться в их тесной взаимосвязи. Вот почему достаточно известный в научном мире философ Э.В. Ильенков как-то в приватной беседе со своим коллегой А.Г. Новохатько сказал, что в достижении достойного будущего для России всё будет зависеть от успехов двух фундаментальных наук, причем это не математика, не химия, не кибернетика и даже не ядерная физика. Это политическая экономия, во-первых, и педагогика, во-вторых. Суть этого высказывания Новохатько А.Г. опубликовал в предисловии к монографии Ильенкова Э.В. «Диалектика абстрактного и конкретного в научно-теоретическом мышлении».

Мною подготовлена и издана монография, которую можно расценивать как одну из пропедевтических работ, связанных с образованием. https://koleyaprava.ru/obrazovanie-ot-passivnogo-sozercani/ Оттолкнувшись от неё и подобных работ, ещё позавчера необходимо было создавать научно-педагогические работы по конкретным предметам. И начинать необходимо с самого простого,  но самого затуманенного для сознания детей, школьного предмета – математики.

Обойти проблемы образования и политической экономии в их взаимосвязи при разрешении вызревших противоречий в обществе в целом, невозможно! Это и будет та самая теория, которую имели в виду Маркс,  Ленин и даже Сталин, каждый выразивший её в тех или иных формах, что именно без "подобного рода теории нам смерть!» Поэтому Г.О. Греф недвусмысленно озвучил самое существенное опасение, которое реально беспокоит класс имущих – это боязнь образованности населения. Странно, что класс имущих это понимает, а те, которые пытаются противопоставить этому классу эффективное средство борьбы с ним – не понимают суть образования, как первостепенную и основную задачу.

Не теряю надежды, что все честные и разумные люди откликнутся и прибегнут к конструктивному диалогу по затронутой проблеме.
Ваша оценка
[Всего голосов: 11 Среднее: 4.5]

Автор записи: Юрист