Несколько слов о так называемой национальной идее. Любая идея имеет свойство быть объективной, т.е. её нельзя придумать, а посему она может рождаться только из самой действительности. Способность в массе случайных фактов и событий увидеть зарождение идеи и адекватно сформулировать её, и есть умение мыслить по-человечески.
Такое понятие, как нация стало зарождаться в период становления новой общности людей при абсолютизме, и приняло свою окончательную форму при его распаде и рождении первых буржуазных государств. Новизна такого людского союза как нация определялась следующими признаками: единое экономическое пространство, единый экономический центр тяготения, а также доминирование какой-то одной хозяйственной деятельности над другими видами хозяйственной деятельности. Язык, культурные особенности народов, устойчивые исторические связи между этносами, которые оказались в этом пространстве, легли лишь кирпичиком в основание нации, как последнего доисторического людского союза.
Искусственное культивирование олигархического слоя на постсоветском пространстве и подчинение экономики страны его частным интересам, существенно ослабило в обществе связи между различными этническими и социальными группами и слоями, подчинив все виды хозяйственной деятельности исключительно частным интересам финансово-олигархического капитала. Для большинства населения страны совершенно очевидно, что его представители являются совершенно инородным телом в организме всего постсоветского общества. Все народы на постсоветском пространстве ощущают эти инородные образования, как их ощущает каждый человек при их наличии в своём теле в виде раковой опухоли или желчных или почечных камней, т.е. очень болезненно, связывая эту болезненность с возможной кончиной всего общественного организма.
В связи со сказанным, нетрудно понять, что власть в России, выражающая волю лишь представителей крупного частного капитала, не имеет и не может иметь намерения создавать общенациональную идею, чтобы сплотить вокруг неё все население страны. Всё, что завязано на частный интерес, не может иметь цели учитывать или развивать общественные интересы, которые доминировали бы над частным интересом. Власть, скорее всего, займется выдумыванием общезначимой идеи, заведомо зная, что такая псевдо идея не приживется, зато при её раскручивании в очередной раз можно хорошо поживиться.
Означает ли это, что нет объективных оснований для возникновения и развития реальной идеи, вокруг которой могла бы складываться новая историческая общность людей? Эти основания есть! И сама идея, которая заключала бы в себе всеобщность, в обществе уже витает. Что это за идея?
Прежде всего, она сегодня уже не может быть национальной идеей, особенно на территории постсоветского пространства. С разговорами о национальной идее существующая власть уже давно опоздала. Если уж России уготована миссия повести всех остальных за собой, то и вести она должна всех к всеобщим основаниям человеческой жизнедеятельности, а не к усеченному (частичному) основанию жизнедеятельности частных лиц, частных социальных групп и даже частных народов. А, по сему, идея очень даже простая – это формирование исторической общности людей, состоящих только из понимающих, т.е. с универсальными мыслительными способностями, личностей. Пора понять, что подлинно человеческое общество – это не общество, состоящее из всезнаек, фантазеров, верующих в иллюзии индивидов, а общество, состоящее из людей, адекватно понимающих всё, что происходит вокруг них.
Человек единственный известный нам вид живого существа, у которого цель (целеполагание) предшествует деятельности, направленной на осуществление этой цели, т.е. только у него, образно говоря, телега может и должна стоять впереди лошади. Но цель без заранее определенных способов её достижения не имеет перспективы воплотиться в реальность. Она просто будет очередной утопией. И способы, которые будут пригодны для достижения цели, не должны выдумываться, как и сама идея, из головы, а выводиться умной коллективной головой из самой действительности. Уже сегодня в самой действительности в массе всех фактов и событий достаточно развиты те отношения и те виды деятельности, которые только и могут быть положены в основание способов достижения цели, которая приведет человека к нему же самому, т.е. как к существу не гипотетически, а реально разумному.
На данном сайте в разделах «Образовательные проекты» и «Философия» информация о способах достижения цели в пропедевтической форме (в общих контурах) имеется. Дело за малым – начать массовое движение в этом направлении. И уже в самом этом движении доказать власти имущих, что будущее возможно, но не благодаря их частным способам жизнедеятельности, а благодаря всеобщему (общему всем) способу жизнедеятельности, который позволит в этом будущем оказаться всем. Альтернативы этому способу нет, и суть его – уничтожение субъективного фактора в процессе производства жизненно необходимых средств существования разумными людьми для разумных людей.
Любая национальная идея, функционирующая в обществе, которое существует даже в относительно замкнутых геополитических границах, рано или поздно слабеет, растворяясь в круговороте мировых событий. И тогда угасающей национальной идеи жизнеспособной альтернативой может быть только всеобщее = универсальное = родовое, которые всегда будут восприниматься как утопии вне того, что называется понятием в самом строго-научном смысле этого слова. Против общества, большинство членов которого присвоили понимание родовой сущности человека (общества), бессмысленно создавать любое оружие его порабощения. Общество, стоящее в основном из универсально мыслящих (понимающих) личностей, превращается в воронку, в которую с неизбежностью будут втянуты все народы мира, завязшие в болоте национальной идеи, якобы цементирующей самость народа.
Вне идеи ПОНИМАТЬ ВСЁ – России просто не выжить!