ГИГИЕНА ДУШИ

Print Friendly, PDF & Email

Мне очень нравится мудрое высказывание — «чисто не там где убирают, а там, где не сорят». Если все же насорили на улице, в доме, в комнате, то способы наведения чистоты известны. Но как быть, если намусорили в душе?

........То, что в живом не могло считаться телом, но присутствовало в нем, почти два века тому назад называли душой. Теперь её называют психикой. Клеточкой всякой психики является поисково-ориентировочная деятельность. Что является или становится ориентиром для живого организма, и каковы способы ориентации в пространстве и во времени, то и есть содержание души. Вполне понятно, что самая сложная психика у такого живого существа, как человек.  Но поскольку психики вообще не бывает, поэтому реально она в человеке проявляется как «яйность», проще говоря, как индивидуальное «я». И когда мы хотим определить, что такое «я», то неизбежно и незаметно для себя отпачковываем свои индивидуальные особенности, которые и характеризуют наше индивидуальное «я», в то, что́ уже можно рассматривать  как понятие, как категорию. В понятии «Я» все индивидуальные особенности становятся чем-то несущественным. Но «Я», как уже понятие, т.е. как всеобщее, пишется в таком случае с большой буквы – «Я». Поэтому о человеке, который воплотил в себе человеческую сущность, мы говорим как о человеке с большой буквы, как о личности, которую можно отождествлять с «Я». А для человека существует только одному ему присущий способ жизнедеятельности, который всем известен благодаря такому понятию, как труд. Благодаря ему человеческая душа зарождается и через него она проявляет свою сущность.

Одной из составляющей в характеристике «Я» является непосредственность. Ею изначально обладают дети, и обладают этим качеством чисто внешне, проявляя свою непосредственность естественным способом: хочу — значит хочу, не хочу — значит не хочу, умею – значит умею, не умею – значит не умею и т.д.  Но по мере того, как мы пытаемся, чаще всего насильственно, вписать (я бы даже сказал грубо впихнуть) детей в наш непростой мир взрослых, дети эту непосредственность постепенно утрачивают либо научаются её глубоко скрывать. А непростота нашего взрослого мира определяется не замысловатой сложностью, а своим несовершенством. Сегодня общество хотя и называется современным, однако это не означает, что оно завершило свое становление именно как развитое человеческое общество. Чёрт точно знает причины, из-за которых общество не совершенно. Не мешало бы кое-что об этих причинах знать как каждому человеку в отдельности, так и всем сразу. Но поскольку этими знаниями большинство людей на планете не отягощены, то человечество имеет то, что имеет.

Читающий эти строчки может спросить у пишущего эти строчки, что должно понимать под словом чёрт? Ведь не сказки же пишущий собирается рассказывать взрослым людям. Нет, не сказки! Чёрт и есть, то что́ мы называем злом, а зло есть ни что́ иное, как самое обыкновенное заблуждение, чем мы собственно все вольно или невольно, но грешим всю свою сознательную жизнь. Поэтому, уважаемые читатели, не крутите вокруг себя головой, тщетно ища поблизости чёрта, он находится еще ближе, туда и заглянем, т.е. в себя. Так и хочется поставить несколько разных смайликов. Дает о себе знать приобретенная чертовская привычка общаться, демонстрируя эмоции. Вот о привычках и эмоциях немного и поговорим.

Одной из самых серьезных привычек у нас является способность смотреть на мир глазами другого человека, которая постепенно становится длящимся желанием заглядывать в уже знакомые шпаргалки. Но начитанный читатель может возразить, что это не привычка, а один из фундаментальных способов вхождения в этот мир. О(!), если бы каждого входящего в этот мир с самого начала окружали личности, т.е. Я, то не стал бы возражать против возражения начитанного читателя. Но несовершенная действительность из каждого человека штампует некую стандартную особенность, т.е. частичного человека. Вот в этом обличии мы и предстаем перед замутненным взором младенцев, постепенно и методично затачивая их видение всего сущего по собственному образцу. А задайте-ка себе вопрос, образцом чего вы сами являетесь(?)…

Простое перечисление всех своих качеств, которые нам самим известны, абсолютно не гарантирует, что этим незамысловатым действием мы сможем выразить всю полноту своей души. Сами для себя мы очень даже хорошие, умные, симпатичные, пушистые и т.д. А если и есть недостатки, которые нам ведомы, то мы их охотно признаем с одной лишь целью – занять позу лежачего, которого, как известно, не бьют. Ну, а дальше большинство из нас размахивают и пытаются отбиваться от различных нападок своими мнениями, которые сами же и отождествляем с железной логикой. При этом собственное мнение легко защищаем одной, и, порой, единственной фразой: «имею право его иметь». Хотя кто кого имеет, вопрос далеко не простой.

Дотошный читатель наверняка может задаться вопросом, а кому нужна адекватная психика (на языке философии эта адекватность звучит, как  тождество мышления и бытия), если общество далеко отстоит от совершенства, а личностей с большой буквы «Я» со времен Диогена днем с огнем не найти? Да и где можно отыскать для каждого своего мудреца-наставника? Юристов, экономистов, философов, психологов, политиков, управленцев, и даже рабочих разных специальностей в учебных заведениях готовят. А вот учебного заведения, где обучают мудрости, увы, нет и не может быть в принципе. В то же самое время, никак не получается раз и навсегда отмахнуться от желания набраться универсального ума (мудрости). Более того, это желание так или иначе всю нашу жизнь нас преследует.

Ведь общество так устроено, что при всем своем несовершенстве, оно тем или иным способом демонстрирует образцы совершенного человека, которого в реальности как будто бы и не существует, и в то же самое время он есть. И что-то каждому подсказывает, что он не может не быть, ибо внутри каждого человека теплится вера и надежда, что в нас это совершенство бытует, но оно вынуждено таиться, поскольку внешние обстоятельства ему не дают поднять голову и проявить себя во всей своей красе. А если оно все же себя проявляет, то нам кажется, что его недостаточно оценили, и задаемся мы тогда вопросом, а не продешевили ли мы? И тогда предметом торга становится наша человеческая сущность.

Ладно, оставим в покое весы нашей духовности, на которых что только не сравнивают и что только не пытаются уравнивать. Будем считать, что мы все добросовестные искатели истины и готовы бескорыстно тянуться к чистой сущности и понять её. Проблема упирается только в отыскании верного способа достижения этой благородной цели.

Беда в том, что мы начинаем задумываться над этим только тогда, когда и наша внешность и наша душа уже обильно обросли всякими излишествами, которые скорее искажают (или замутняют)  нашу чистую сущность. И совсем неважно, не видна наша чистая душа за обильным и ярким макияжем, силиконовыми одутловатостями, модной и дорогой одеждой или грязными лохмотьями, за немытой кожей или за прочими негодными атрибутами изуродованной души, чистой души-то за всем этим все равно не разглядеть. Вы или родовое существо, или только рядом стояли, т.е. у/рода, все остальное либо движение к чистоте человеческого рода (человеческой сущности), либо бегство и прятки от нее.

Так вот! верный способ гигиены нашей души определяется не запахами, не цветом, ни одеждами или отсутствием таковой, и уж тем более не софистической (внешне красивой и гладкой) речью, а способностью относится критически ко всему тому, что в нас проявляется именно в моменты отношений с окружающими нас людьми, во взаимодействии с ними, включая сюда и нас самих. К себе-то мы ведь тоже как-то относимся. Способность критически осмысливать свои особенности в характере, свои способности ориентироваться в окружающем мире — это еще тот труд. Хотя он и нелегкий, но благодатный. Если бы люди знали, какое огромное значение имеет критическое отношение к себе в деле исцеления имеющихся у нас недугов, думаю, оно стало бы их основным качеством, основным делом для каждого.

Очень важно, чтобы критический взгляд на себя, на свои поступки, не превратился в свои крайние противоположности, т.е. в самоедство, самоуничижение или в кокетство, фиглярство и т.п., которые, как и всякие другие крайности, замыкаются друг на друга. Какими бы «вкусняшками» и гурманами вы не были, не путайте самоедство с критическим отношениям к себе, так же как не становитесь нарцисом или мухомором, которые любуются своим внешним видом, имея внутри ядовитую начинку. Самоедством и коктеничаньем по поводу своих недостатков обычно занимаются те, кто полагает, что у них в принципе не могут быть недостатки, а они непонятно откуда у него появились. Такие люди нередко понуждают окружающих вместе с ними вылизывать, а по сути, лелеять эти недостатки, чтобы в конце концов засверкал у них нимб над головой, и все убедились бы, что они все же идеальные люди.

С греческого языка слово «критика» (critich́) переводится, как искусство судить. Научитесь беспристрастно судить себя, и вы никогда не будете стоять в позе заинтересованного судьи по отношению к другим. Один из нравственных императивов Канта будет в данном действовании не лишним, т.е. учитесь ставить себя на место другого, не поступайте с другими так, как вы не хотели, чтобы так поступали в отношении вас самих.

Но критика только тогда критика, когда есть то, что противопоставляется объекту критики. Если быть очень честными перед собой, то в себе мы обязательно выявим наши недостатки, но чем их замещать? Где брать тот чистый образец для сопоставления с той или иной стороной наших искажений в душе? Во-первых, душа может быть в той или иной степени изуродована, но это не означает, что она перестает быть целостной. Признаки отсутствия целостности – это та или иная степень невменяемости, т.е. патология. В ней может быть что-то чрезмерно гипертрофировано, а что-то находиться в состоянии гипотонии, если использовать здесь медицинские термины. А может быть и что-то замещено ложными элементами (шизофрения), ибо не только организм в целом, но и душа не терпит абсолютной пустоты. Во-вторых, образец у нас всегда под руками. Это, прежде всего, мы сами, когда мы честны, правдивы, непосредственны и естественны. Ну, а если этого в нас не хватает, то действительность, в лице искусства, нам эти образцы предоставляет предостаточно. Для этого нужно лишь почаще обращаться к классической художественной литературе, великим личностям, к шедеврам классической музыки и, конечно же, шедеврам киноискусства. Последнее сегодня самое доступное для всех и каждого.

И в качественном и в количественном отношении образцы идеальной сущности человеческой души присутствуют в доперестроечном и, особенно, в раннем Советском киноискусстве (впрочем, не только в киноискусстве). Это не значит, что эти образцы отсутствуют в зарубежном киноискусстве. Но есть существенная разница между ними, о которой будет несколько подробно рассмотрено в другой заметке. В данной заметке могу только сказать, что в Советском искусстве идеал утверждается (культивируется) как уже реально существующий в обществе, поэтому Советское искусство иногда и называют соцреализмом. Поэтому слово соцреализм вовсе не содержит в себе негативных или ругательных значений. Но это не значит, что идеала нет в так называемом западном искусстве. Есть! Но там идеал существует, как исключение в мире отчужденных отношений, в мире частной собственности, а потому он всегда одинок. К сожалению, теперь и у нас, в России, мы наблюдаем ту же самую картину.

Напоследок следует заметить, что очень важно при критическом взгляде на себя с самого начала брать самые верхние планки, самое лучшее, а плохо и так получится. В последнем случае усилий никаких не требуется. Возьмите на себя всю полноту ответственности не только за свои недостатки, но и за работу над совершенствованием своей души (психики). В этой ответственности как раз таки и проявится ваша зрелая (взрослая, а не детская) психология.

Ваша оценка
[Всего голосов: 4 Среднее: 5]

Автор записи: Юрист