О СУЩНОСТИ ДЕТСКОЙ ИГРЫ И ЕЁ РОЛИ В ПОЗНАНИИ.

Рейтинг:  5 / 5

Звезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активна

(раздел 4 взят из монографии "образование: от пассивного созерцания к способности понимания", с некоторыми уточнениями, дополнениями и редактированием текста).

ΙV

О СУЩНОСТИ ДЕТСКОЙ ИГРЫ

И ЕЁ РОЛИ В ПОЗНАНИИ.

О роли игры в познании в предыдущих разделах говорилось достаточно. В работе, в которой исследуются проблемы образования, считаю необходимым в отдельной главе обратить внимание читателя на сущность той деятельности, которая называется игрой и попытаться разобраться, какое значение она имеет для познания. Понимание сути игры взрослыми может принести неоценимую пользу для детей, которые любят играть, познавая, и не менее полезно для взрослых, которые играя (заигрываясь, переигрывая), практически перестают познавать.

Надо понять, чем детская игра отличается от игр взрослых, чтобы каждый раз уметь определиться, следует ли принимать правила игры ребенка, быть её активным участником или пассивным наблюдателем, либо своевременно прервать игру, когда она начинает вредить ребенку. Так же как для взрослых важно понять, как их игры влияют на познавательную активность детей. Ведь взрослые чаще всего играют в свои игры, чтобы приспособиться и удерживаться в избранной ими социальной нише раз и навсегда, а вовсе не для развития и познания, не для создания очередной опоры для последующего рывка в гущу жизненных процессов и проблем.

Многие, кто исследует феномен детской игры, приводят фразу, приписываемую Альберту Эйнштейну, что понимание атома есть детская игра по сравнению с пониманием детской игры. Почему возникает такое настороженное отношение к пониманию детской игры можно понять из самого высказывания. Конечно же, оно возникает, прежде всего, из-за тех трудностей, с которыми сталкиваются взрослые при осмыслении значения детской игры для самих детей. Но проблемы в понимании сути детской игры также возникают и при попытках понять отношение самих детей к игре, как к специфической деятельности по их вхождению в человеческую культуру.

Перед большинством взрослых стоит не легкая задача понять, когда у ребенка начинается игра, а когда она заканчивается и переходит в капризничанье, когда в игре ребенок дело пытает, а когда,  якобы играя, на самом деле в игре от дела лытает, как выражается известный персонаж во многих русских сказках Баба-Яга. Дети в играх всегда воспроизводят отношения и поведение взрослых. Они самые внимательные зрители и беспристрастные наблюдатели нашей взрослой жизни. За свою внимательность к жизни взрослых им нередко попадает от них, если они начинают озвучивать результаты своих наблюдений. Но разве дети повинны в этих результатах?

Подробнее...

МЫШЛЕНИЕ ДЕТЕЙ ПОРОЙ КОНКРЕТНЕЕ МЫШЛЕНИЯ ВЗРОСЛЫХ

Рейтинг:  5 / 5

Звезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активна

Родственники, которые жили в одном малоэтажном доме, решили поужинать вместе. Трехлетний ребенок, который оказался в гостях, уже хотел спать, и не скрывал это. Ему предлагали лечь спать на кровать соседей-родственников, у которых он гостил вместе со своей бабушкой. Малыш все время усложнял условия, при которых он мог бы уснуть не у себя дома. В конце концов, он заявил, что хочет на горшок. Ему предложили горшок, который был зеленого цвета. И тогда ребенок заявил, что он хочет на красный горшок, т.е. на горшок, который был в квартире его бабушки, и именно красного цвета. Взрослые сдались воле ребенка и разошлись по своим квартирам. Ребенок добился своего более конкретным мышлением, чем взрослые, пытавшиеся за ребенка додумывать, то, чего он не желал.

Подробнее...

ЕСЛИ ЭТО НОРМАЛЬНО, ТО ЭТО СТАНОВИТСЯ НОРМОЙ (ДЕТИ- ВОСПИТАНИЕ)

Рейтинг:  5 / 5

Звезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активна

В русский язык слово «норма» пришло из французского языка, в который, в свою очередь, оно перекочевало из латинского языка, а в последнем под этим словом имелись ввиду такие понятия, как «образец», «руководящее начало», «правило». Дети рождаются, не принося с собой ни одного правила, ни одного слова и даже способа поведения, всё, что у них проявляется в их характере, ими приобретается в процессе жизни, из самых обыденных и повседневных жизненных ситуаций.

Вот самый типичный и распространенный вариант развития в характере ребенка таких качеств, как эгоизм и скупость. Ребенок, что называется, безостановочно берет со стола самое вкусное, абсолютно не считаясь с тем, что это же самое может нравиться другим людям, с которыми он сидит за одним столом. При этом родители, бабушки, дедушки делают вид, что этого обстоятельства не замечают, поскольку полагают, что это нормально, когда ребенку позволяют неограниченно брать то, что ему больше всего нравится.

Нужно ли кому-либо доказывать, что такое поведение для ребенка со временем становится нормой? По мере того, как дитя подрастает, он эту норму медленно, но верно начинает распространять на все остальные материальные и нематериальные блага, которыми пользуются окружающие его люди. В итоге любимое чадо вообще перестает считаться с желаниями и интересами близких ему людей. А эти самые близкие люди все чаще встают в недоуменную позу, вопрошая, как это могло случиться? Взрослые члены семьи, по всей видимости, полагают, что совершали благое дело, отдавая своему ребенку всю свою жизнь самое лучшее, и им теперь непонятно, почему он, став взрослым, теперь им кукиш крутит.

Подробнее...

СМЕШНЫЕ ДЕТИ- КУРИЛКИ В КУРЯТНИКЕ

Рейтинг:  5 / 5

Звезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активна

Четырехлетняя девочка сигареты называет "курилка". Увидев специальное приспособление в виде уличной "пепельницы", наполненную песком, в которой было натыкано много окурков,  она воскликнула: "Сколько много курилок в курятнике".

Подробнее...

СМЕШНЫЕ ДЕТИ, ЮМОР ДЕТЕЙ - ЭТО ВЫСШАЯ ФОРМА ОБОБЩЕНИЯ

Рейтинг:  5 / 5

Звезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активна

Юмор – очень сложная форма разрешения противоречия, когда пик его напряжения снимается посредством выведения его за рамки наличной действительности в плоскость доброжелательной оценки. В этом случае отрицательность действительного замещается положительностью желаемого (или предполагаемого), и последнее обретает не меньшую силу и значение, чем отрицательная наличная действительность. Каждого родителя такой способ разрешения противоречия ребенком должен радовать.

Теплый весенний день Средиземноморья наконец-то позволил молодой маме выйти на берег моря и окунуться в его пока еще достаточно прохладные волны. Девятилетний сын сам зашел в воду, а четырех с половиной лет дочурка Катюша попросила маму взять её на руки и заходить в воду вместе с ней. Пока в воду медленно погружалась мама, девочка ойкала, но не более того, но когда в воду стали погружаться её свисавшие ножки, она вдруг без признаков улыбки на лице пропела фразу: «Губит людей не пиво, губит людей вода». Напряжение спало не только у девочки, но и у мамы, как и у всех тех, кто был рядом и мог наблюдать эту сцену…

Подробнее...

СМЕШНЫЕ ДЕТИ. "ЖИВУ ДЕВЯТЬ ЛЕТ..."

Рейтинг:  5 / 5

Звезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активна

Мама привела своего девятилетнего сына Егора на музыку. Мама стала разговаривать с учителем, и беседа несколько затянулась. Егор стал торопить маму, чтобы она быстрее уходила и не задерживала начало занятий. Учитель музыки обратился к Егору с вопросом: "Егор, а почему ты торопишь маму, чтобы она ушла, ты при ней стесняешься играть?" Егор, не долго думая, тут же дал ответ - а что мне её стесняться, я с ней уже девять лет живу. 

Подробнее...

ДЛЯ ЧЕГО НУЖНО ДЕТЯМ ОБЪЯСНЯТЬ РАЗНИЦУ МЕЖДУ ФИЗКУЛЬТУРОЙ И СПОРТОМ

Рейтинг:  5 / 5

Звезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активна

   Когда просматриваются спортивные передачи, то часто можно слышать, что спортсмены той или иной страны выступили хорошо, заняли то или иное призовое место в турнире или на олимпиаде. Но иногда вместо слова спортсмены можно услышать слово физкультурники.

 Если не задумываться над этими понятиями, то и не возникают вопросы об их существенном различии. Дети, как правило, редко  пытаются самостоятельно понять разницу между этими двумя словами, и не спрашивают у взрослых об этом. А понимание, в чем между ними разница для ребенка очень важно.

Подробнее...

СМЕШНЫЕ ДЕТИ- КАК КРИЧИТ ВОРОНА

Рейтинг:  5 / 5

Звезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активна

 Обычно детей учат, какими голосами кричат животные. Девочка долго правильно перечисляла, как кричит то или иное животное. Когда её спросили, как кричит ворона, она немного задумалась, как бы вспоминая, и, видимо, так и не вспомнив, выдала вот такой ответ: "Воронааа!" 

Подробнее...

Яндекс.Метрика